Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед дошкольной организацией ряд обязательных требований при организации образовательной деятельности.
Одно из важнейших, на наш взгляд, – это учет индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, который определяет особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Учитывая это, в последнее время в систему образования стали активно внедрять различные здоровьесберегающие технологии. Так, к началу нового учебного года в детском саду «Сказка» начала функционировать сенсорная комната. Сенсорная комната — это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярные рецепторы.
В сенсорной комнате с помощью различных элементов создается атмосфера комфорта и безопасности. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка — все это создает ощущение покоя, умиротворенности.
Неслучайно сенсорную комнату называют «комната-доктор». Пребывание и занятия в сенсорной комнате способствуют:
-улучшению эмоционального состояния;
-снижению беспокойства и агрессивности;
-нормализации нервного возбуждения и тревожности;
-нормализации сна;
-активизации мозговой деятельности;
-ускорению восстановительных процессов после
заболеваний.
Условно оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока:
-релаксационный – в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, приборы, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и фонотека релаксационной музыки;
-активационный – в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, массажные мячики, сенсорная тропа, массажеры, световая и психологическая песочницы. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу волшебства.
Мягкая среда сенсорной комнаты обеспечивает уют, комфорт и безопасность.
Главной целью ее использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния. Поэтому все изделия мягкой обстановки выполнены в спокойных тонах. В нее входят: напольные и настенные маты, пуфики и трапеции с гранулами, которые принимают форму тела и служат идеальной опорой для сидящего или лежащего, маленькие подушечки.
Опыт мировой, а в последнее время и отечественной педагогики доказал, что направленный на дидактические цели комплекс сенсорных и моторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.
Методика коррекционной работы основана на поэтапном включении и синхронизации всех сенсорных потоков через различные виды стимулирующего воздействия и, что особенно важно, самостоятельной деятельности ребенка.
Перед посещением сенсорной комнаты проводится установочная беседа, которая должна соответствовать возрасту детей, быть легко доступной для понимания. Детям рассказывается о том, что они пойдут в «волшебную комнату», где есть много сюрпризов.
После беседы, детей вводят в комнату, где включен мягкий, приглушенный свет. В зависимости от возраста и индивидуальных способностей детей инструкцию нужно давать в разной форме, например, для педагогов и подростков необходимо оговаривать цели и задачи пребывания в комнате, для дошкольников и младших школьников — организовать игру или сказку. Мотив работы в сенсорной комнате должен подбираться в зависимости от ведущей деятельности ребенка.
Для сохранения здоровья педагогов и профилактики эмоционального выгорания педагогом-психологом Юлией Александровной Абаскаловой разработана специальная программа сопровождения участников образовательных отношений в условиях сенсорной комнаты. Так теперь не только детки детского сада, но и педагоги, сотрудники могут посетить этот «сказочный» уголок, отдохнуть, набраться новых сил и творческих идей.
Ирина Желтикова |